Уважаемые пользователи и партнёры 1С-Битрикс, компания Сотбит приветствует вас!
В прошлый раз мы рассказали вам о релизе нашего нового решения Сотбит.Маркетплейс, сегодня мы углубимся в эту тему и поговорим о маркетплейсах в целом, рассмотрим их виды и преимущества, однако основная речь пойдет о платформах, реализующих товары.
Что такое Маркетплейс?
Что первое приходит на ум, когда мы слышим слово маркетплейс? Большинство сразу скажет Wildberries или OZON, пункты выдачи которых можно встретить в каждом микрорайоне. На самом же деле, маркетплейс - это не только продажа и покупка товаров, специфика их работы намного шире. С маркетплейсами мы взаимодействуем ежедневно: при прослушивании любимой музыки, просмотре нового сезона культового сериала или просто при поездке в такси на работу.
Если говорить простыми словами, то маркетплейс – это платформа для продажи товаров или услуг от различных поставщиков. Как правило, маркетплейсу не принадлежат размещенные на нем товары, он только «сводит» покупателя и продавца в одном месте, помогает им эффективно взаимодействовать.
Отличия маркетплейсов, интернет-магазинов и сайтов-агрегаторов
Многие люди ошибочно называют интернет-магазином любую площадку, где можно найти сведения о товарах, их характеристиках и ценах. В роли таких интернет-магазинов часто выступают маркетплейсы и сайты-агрегаторы.
Хотя все эти платформы выполняют схожие функции и помогают эффективно взаимодействовать продавцам и покупателям, у них есть принципиальные отличия:
- интернет-магазин — сайт, торгующий товарами и позволяющий пользователям онлайн сформировать заказ, выбрать способ доставки и оформить его;
- сайт-агрегатор — сайт, формирующий информацию о товарах из нескольких источников в один с единым пользовательским интерфейсом;
- маркетплейс — платформа, позволяющая выбрать товары различных поставщиков и оформить заказ на своей площадке.
Обобщим: интернет-магазины реализуют товары только одного продавца, а маркетплейсы позволяют выбирать, сравнивать и заказывать товары неограниченного количества продавцов, собранных на одной платформе. Сайты-агрегаторы в свою очередь ничего не продают, а просто предоставляют покупателю информацию о товаре, для покупки которого необходимо перейти на сайт интернет-магазина и уже там оформлять заказ.
Исходя из описания очевидно, что простому покупателю быстрее и удобнее выбирать, сравнивать и заказывать товары на одной платформе, а не проводить у компьютера часы напролет переключаясь с сайта на сайт в поисках лучшего предложения. Благодаря своей многофункциональности маркетплейсы с каждым годом набирают все большую популярность, а продавцы стараются разместить свои товары и услуги на таких площадках.
Виды маркетплейсов
Принцип работы всех маркетплейсов схож, но существует ряд критериев, по которым они отличаются друг от друга: по типу реализуемого «продукта», по типу взаимодействующих субъектов, открытости и т.д.
По продукту:
- Товары – продажа одежды, обуви, электроники и других повседневных товаров (Wildberries и OZON).
- Услуги – предоставление различных услуг в зависимости от запросов потребителей (Uber, Booking).
- Информация – в качестве основного «продукта» выступает информация (ЯндексМузыка, YouTube, Head Hunter).
- Инвестиции и краудфандинг – размещается информация о проектах и инвесторах (Kickstater).
По типу взаимодействия:
- B2B (business to business) – модель построена на предоставлении услуг одного владельца бизнеса другому. Самым известным маркетплейсом, работающим по этой схеме, является Alibaba, в России широко известны ALL.BIZ и Пульс Цен.
- B2C (business to customer) – данная модель позволяет сводить продавца и конечного покупателя. По данной схеме работают Wildberries, ЯндексМаркет и OZON.
- С2С (customer to customer) – услуги оказываются обыкновенными людьми друг другу. На данной модели основана работа сервиса по поиску попутчиков Bla Bla Car.
По открытости:
- Открытый – доступ на маркетплейс имеют абсолютно все покупатели. На самом маркетплейсе представлены товары различных категорий.
- Закрытый – доступ на такой маркетплейс имеют только зарегистрированные и «одобренные» пользователи. Обычно такие маркетплейсы охватывают одну нишу и предназначены для оптовой продажи товаров розничным магазинам или мелкооптовым покупателям, которые впоследствии их перепродают.
Тенденции рынка
На волне роста электронной торговли основной целью для продавцов будет переход на реализацию товаров при помощи маркетплейсов. Большинству средних и крупных компаний, специализирующихся на продажах непродовольственных товаров, для «выживания» и дальнейшего роста продаж придется отказаться от привычных интернет-магазинов и выбрать один из двух вариантов: выйти на существующие маркетплейсы или создать свои.
Кому подойдут Маркеплейсы?
Прежде всего стоит понимать, что у маркетплейсов нет никаких ограничений относительно партнеров. Они одинаково полезны как для индивидуальных предпринимателей, которые производят у себя на кухне масло гхи, так и для крупных производителей промышленного оборудования.
Условно всех продавцов можно разделить на две большие категории: малый и крупный бизнес.
Малый бизнес
К малому бизнесу можно отнести самозанятых, индивидуальных предпринимателей и компании с небольшим числом работников, которые реализуют ограниченный перечень товаров.Владельцам маленьких компаний, которые пока не готовых самостоятельно обеспечить весь цикл продаж, выгоднее всего начать сотрудничество с зарекомендовавшими себя универсальными маркетплейсами. Площадка организует логистику и хранение товаров на своих складах, обеспечит проведение рекламных кампаний и привлечение новых клиентов, возьмет на себя выполнение рутинной и монотонной работы.
Крупный бизнесК крупному бизнесу относятся большие компании с сотнями реализуемых товаров, производители узконаправленной продукции, которая пользуется большим спросом в различных отраслях. У таких компаний, как правило, уже есть выстроенная логистика, сформировавшаяся аудитория и каналы реализации продукции.
Владельцам крупных компаний маркетплейсы помогут в расширении бизнеса, привлечении новых партнеров и увеличении географии продаж. Однако есть одна проблема: не существует универсального маркетплейса, на котором можно разместить узкопрофильную продукцию для различных сфер экономики. Лучшим решением данной проблемы будет создание своего специализированного маркетплейса, т.к. вряд ли кто-то купит на вайлдберризе вашу высокопрочную токарную пластину с титановым наконечником для токарного резца, даже если вы делаете ее лучше всех в мире.
Создание отраслевого (промышленного) маркетплейса – первый шаг, чтобы занять нишу и расширить свой бизнес. Схема работы такого маркетплейса ничем не отличается от «классического» OZONа или вайлдбериза. Сначала производитель уникального товара создает маркетплейс и реализует на нем свою продукцию, а затем привлекает на него других поставщиков и производителей схожих товаров.
Отраслевой маркетплейс позволит очень быстро расширить клиентскую базу и собрать вокруг себя лидеров продаж в данной сфере, а также предоставить покупателям широкий ассортимент товаров.
Среди всех видов маркетплейсов отдельно можно выделить внутренний маркетплейс – платформу для покупки различных товаров сотрудниками одной компании. Сразу оговоримся, что внутренний маркетплейс будет полезен действительно большим компаниям, которые закупают товары на миллионы рублей.
Представьте, вы руководитель большой компании с трехзначным числом сотрудников. Каждую неделю сотрудники вашей компании нуждаются в новых инструментах, комплектующих, канцелярских принадлежностях и прочих расходных материалах, а отдел снабжения тратит уйму времени на выбор и закупку всего необходимого. Представили? Внутренний маркетплейс позволит автоматизировать и сократить этот процесс до пары дней.
В таком маркетплейсе предусмотрены два вида пользователей: внешние (поставщики товаров) и внутренние (сотрудники компании, которым доступны действия по выбору и закупке товаров в рамках заданного бюджета).
Преимущества Маркетплейсов
Продажа товаров на маркетплейсах имеет ряд преимуществ, как для владельца платформы, так и для продавцов.
Для владельца:
- развитие отношений с партнерами – не все поставщики могут позволить себе запуск своего маркетплейса, им намного проще зайти на уже работающую площадку;
- лояльная аудитория – покупатели смогут на одной площадке выбирать, сравнивать и покупать товары по самым выгодным ценам, что способствует их возвращению для оформления новых заказов;
- увеличение географии продаж – вы больше не будете ограничены физическим местом расположения вашего магазина, а вашими клиентами в режиме онлайн станут люди из других городов, областей и даже стран;
- эффективность продаж – большая часть интернет-продаж непродовольственных товаров приходится на маркетплейсы.
- продвижение продукта – вы получаете платформу для эффективного продвижения своих товаров на различные рынки;
- автоматизация рутинных действия – все процессы, которые раньше выполнял менеджер по продажам, начиная с общения с клиентом и заканчивая оформлением документации, выполняются автоматически;
- снижение расходов на содержание интернет-магазина – больше не нужен свой программист, дизайнер и маркетолог, за продвижение товаров отвечает маркетплейс;
- детальная аналитика – вы сможете получать данные в режиме реального времени о продажах в целом и по каждой категории в частности;
- быстрое начало продаж – с момента запуска маркетплейса до первой продажи, как правило, проходит не более двух недель.
Как запустить свой Маркетплейс?
Можно пойти по методу «в лоб» и разработать маркетплейс с чистого листа. Для этого придется нанять команду опытных разработчиков: менеджера, бизнес-аналитика, несколько программистов и тестировщиков, заплатить им значительную сумму за разработку, интеграцию и внедрение. Данный метод является очень затратным как с финансовой точки зрения, так и с временной - придется ждать несколько месяцев пока платформа заработает.
Выгоднее будет воспользоваться готовыми коробочными решениями, которые можно купить в маркетплейсе на сайте 1С-Битрикс. До недавнего времени ни одна компания-партнер не могла похвастаться предоставлением своим клиентам подобной площадки. В декабре прошлого года мы опубликовали новое решение – Сотбит.Маркетплейс. Это готовая онлайн-платформа на Битрикс, которая позволит повысить эффективность, снизить затраты, оптимизировать процессы купли-продажи, расширить товарное предложение и улучшить качество обслуживания клиентов, а также предоставить поставщикам единую площадку.
Маркетплейс можно подключить к публичной части любого интернет-магазина, работающего на Битрикс.
Резюме
Маркетплейсы уже давно занимают основную долю в сегменте электронной коммерции и их популярность растет с каждым днем.
В зависимости от размера бизнеса, продавцам доступны два варианта начала продаж на маркетплейсах: зайти на уже работающий (идеально подходит для маленьких компаний) или создать свой (для больших компаний и производителей узкопрофильной продукции).
Запуск маркетплейса позволит расширить каналы реализации товаров, масштабировать бизнес, расширить сеть партнеров и создать постоянно растущую среду для своей ниши.
В статье мы описали далеко не все преимущества маркетплейсов, убедиться в которых вы можете прямо сейчас, скачав демо-версию нашего решения Сотбит: Маркетплейс на 14 дней совершенно бесплатно.
Последние новости
Все новостиЗимняя акция со скидками 25% на продукты Сотбит и до 35% на Битрикс и Битрикс24!
Сотбит поздравляет Вас с первыми днями зимы! Впереди время чудес, тепла и радости, а вместе с ними — традиционная зимняя акция.
Сотбит: Розница — эталон скорости для интернет-магазинов на 1С-Битрикс
В этой статье мы расскажем, почему скорость имеет значение и как Сотбит: Розница достигла лидерства по этому параметру.